Взаимодействие гражданского общества и государства

Диалектика отношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как динамическая система всегда испытывает давление со стороны государственной власти. Оно является независимым настолько, насколько государство является терпимой к такой независимости. Однако, государство не может развиваться без свободного формирования гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, вследствие чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет Его выполнять исключительно государственные решения. Независимость гражданского общества как правовой структуры, заключается в способности противостоять произволу государства. Государство и общество существуют в виде противоречивых непрерывных взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства. Оптимальным условием их компромисса служит установление гармоничного единения частных и публичных интересов с целью обеспечения прав человека.

Взаимодействие гражданского общества и государства проявляется в том, что гражданское общество: 1) служит социальной основой государства, не существует вне государства; 2) развивается в системе взаимодействия с государством через партии, выборы, представительные органы власти, а также через группы и объединения по интересами (лоббизм); 3) влияет на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах (часть партий действует в пределах государства через парламентские фракции; лоббисты взаимодействуют с органами исполнительной власти через консультативные комитеты при правительстве, его министерствах — это так называемое функциональное представительство); 4) требует от государства охраны и защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, но не допускает ее вмешательства в их частные интересы; 5) использует нормы права, установленные и закрепленные государством в формах (источниках) права — нормативно-правовых актах, нормативно-правовых договорах, правовых прецедентах и тому подобное.

Роль цивилизованного государства в развитии гражданского общества:

1) служит формой, которая организует гражданское общество и создает условия для его развития;

2) является относительно самостоятельным в отношении гражданского общества и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

3) устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития;

4) не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство возможно только с целью обеспечения личной или общественной безопасности;

5) не вмешивается в частные (гражданские) правоотношения: в случае вступления в такие правоотношения теряет возможность проявлять публичную власть, то есть сохраняет все признаки публично властной лица за пределами частных (гражданских) правоотношений;

6) предоставляет необходимую защиту гражданскому обществу, которое функционирует в пределах ее территории, в том, что относится к социальной безопасности его субъектов;

7) выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

8) юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, активно участвовать в политической жизни общества;

9) имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, международными стандартами прав человека.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Европейская традиция исходит не из соотношения интересов человека и государства, а из справедливого баланса интересов личности и общества. Этот баланс расценивается Европейским Судом по правам человека как гарантия правомерности отношений «человек — государство».

Одна из главных целей демократических преобразований в Украине заключается в том, чтобы стимулировать развитие гражданского общества. Основную роль в этом должно сыграть отлаженный механизм правового регулирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *